Какой толщины слой торфа образуется за год
Перейти к содержимому

Какой толщины слой торфа образуется за год

  • автор:

Урок по окружающему миру «Наши подземные богатства». 4-й класс

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Нам пришло на школу письмо (показать большой конверт), отправитель ЗОНЕУГ (Золото-нефть-уголь)

Как вы думаете, ребята, кто мог прислать это письмо?

Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: — Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О водоёмах.

Учитель:

Что мы называем водоемами?

— Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)

— Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)

— Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)

— Почему люди должны охранять водоёмы?

— Какие трудности угрожают водоемам?

— Назовите водоёмы нашего города

Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… — 2 человека. (реки Москва и Яуза)

Учитель: Давайте вспомним правила поведения около воды. (1 человек)

Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.

Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше.

III. Работа над новым материалом

Учитель: — А какие природные богатства вы еще знаете?

— Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-я часть с.64-65)

— Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.

Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.

— Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном – ЗОНЕУГ)

ЗОНЕУГ будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.

— Оказавшись под землей, откроем первую дверь.

Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль Земли,- говорит соль, — без меня каши не сваришь.

— А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. — Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

— А на чём варить будете? – интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.

— А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

— Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

— Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

— Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.

— Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

ЗОНЕУГ откроет нам следующую дверь.

В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые — торф, нефть и каменный уголь.

О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)

— Расскажите об использовании газа в быту

— Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать при использовании газа в домашних условиях?

IV. Физминутка

— Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

V. Практическая работа по группам

Правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.
  5. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!
  6. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

Открываем дверь и попадаем в лабораторию.

Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану , а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.

  1. группа дает характеристику нефти
  2. группа – известняку.
  3. группа – граниту
  4. группа — газу

— А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?

— Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).

— Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

  • На песке дом не построишь.
  • Глину не мять — горшков не видать.
  • Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
  • Печаль точит человека, как ржавчина железо.
  • Железом добывают золото, а золотом железо.
  • Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
  • Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
  • Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Учитель: ребята, есть пословицы о полезных ископаемых, а вы попробуйте разгадать загадки:

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)

На кухне у мамы – помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи. (Железо)

Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный. (Кристалл)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит. (Уголь)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Закопай – не гниет,
Кинь в воду – поплывет. (Уголь)

VI. Творческая работа

— Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)

Учитель: А как же добывают полезные ископаемые?

Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.

Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.

И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.

Учитель: — Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

2) Экономно расходовать ПИ.

3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

4) Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)

5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

Учитель: А мы с вами должны — экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.

VII. Итог урока

Учитель: Наш урок подходит к концу.

1. Где могут в жизни пригодиться новые знания?

2. Что на уроке у нас хорошо получалось?

3. На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?

Тест по окружающему миру по теме «Наши подземные богатства»
тест по окружающему миру (4 класс) по теме

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Наши подземные богатства». Программа «Школа России» 4 класс.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document icontest_19_nashi_podzemnye_bogatstva.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА

1.Какой минерал не входит в состав гранита?

1.полевой шпат 2.кварц 3.малахит 4.слюда

2. К полезным ископаемым относятся …

  1. кирпич, бетон, бензин
  2. станки, вазы, ножницы
  3. нефть, газ, глина

3. В строительстве используются …

  1. торф, железная руда, самоцветы
  2. песок, глина, гранит
  3. мрамор, каменный уголь, малахит

4. Ценные металлы получают из …

  1. каменного угля, янтаря, известняка
  2. мела, торфа, глины
  3. железной руды, медной руды

5.Узнай по описанию.

Это полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлое, непрочное. Хорошо горит. Служит топливом, удобрением, сырьём для химической промышленности.

1. гранит 2. глина 3. торф 4. железная руда

6. Какое свойство глины используют в промышленности?_________________________

7. К какой группе полезных ископаемых относится торф?

8. Какой толщины слой торфа образуется за год? ___________________

9. Какое полезное ископаемое легче воды?

10. Отметь свойство железной руды.

11. Найди неверное утверждение

1. Известняк используют при строительстве зданий, дорог.

2. Торф может служить подстилкой для животных на фермах.

3. Из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна – сталь.

4. Изделия из гранита называют керамикой.

12. В каком ряду перечислены только полезные ископаемые, используемые в качестве топлива?

1. гранит, нефть, железная руда

2. торф, природный газ, каменный уголь

3.каменный уголь, глина, нефть

13. Что такое экспорт?

1. продажа своих товаров внутри страны

2. продажа своих товаров за границей

3. транспортировка товаров

4. транспортировка нефти

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 класс «Водные богатства нашего края»

Тест «Водные богатства нашего края»Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова.

Окружающий мир. Тема: Наши подземные богатства. 4 класс

Вначале урока повторяется тема водоёмы.На уроке используется краеведческий материал «Водоёмы Саратовской обл», коллекция полезных ископаемых.Провести урок помогает диск «Уроки Кирилла и.

Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края»

Тест по окружающему миру «Водные богатства нашего края» 4 класс.

Тест по окружающему миру «В поисках подземных кладовых» 4 класс

Тест по окружающему миру «В поисках подземных кладовых» 4 класс.

План урока окружающего мира на тему «Подземные богатства родного края»

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и Республики Дагестан.

Тест по окружающему миру 4 класс «Наши подземные богатства»

тест по теме «Наши подземные богатства&quot.

Тест по окружающему миру 4 класс «Водные богатства нашего края»

тест «Водные богатства нашего края&quot.

ТОРФ

ТОРФ, го­рю­чее по­лез­ное ис­ко­пае­мое, об­ра­зую­щее­ся в ре­зуль­та­те ес­те­ст­вен­но­го от­ми­ра­ния и не­пол­но­го рас­па­да бо­лот­ных рас­те­ний под воз­дей­ст­ви­ем био­хи­мич. про­цес­сов в ус­ло­ви­ях из­бы­точ­но­го ув­лаж­не­ния и не­дос­тат­ка ки­сло­ро­да. Пред­ше­ст­вен­ник ге­не­тич. ря­да уг­лей ис­ко­пае­мых . Рас­тит. ос­тат­ки и гу­мус со­дер­жат ор­га­нич. и ми­нер. час­ти (не бо­лее 50% ми­нер. ком­по­нен­тов на су­хое ве­ще­ст­во). За­ле­га­ет на по­верх­но­сти Зем­ли или на глу­би­не не­сколь­ких де­сят­ков мет­ров под по­кро­вом ми­нер. от­ло­же­ний. Oт поч­вен­ных об­ра­зо­ва­ний T. от­ли­ча­ет­ся со­дер­жа­ни­ем ор­га­нич. со­еди­не­ний (не ме­нее 50% на су­хое ве­ще­ст­во), от бу­ро­го уг­ля – по­вы­шен­ным со­дер­жа­ни­ем вла­ги и сла­бо­раз­ло­жив­ших­ся рас­тит. ос­тат­ков, a так­же на­ли­чи­ем уг­ле­во­дов, ге­ми­цел­лю­лоз и цел­лю­ло­зы. B бо­та­нич. со­ста­ве: ос­тат­ки дре­ве­си­ны, ко­ры и кор­ней де­ревь­ев и кус­тар­ни­ков, разл. час­ти тра­вя­ни­стых рас­те­ний, a так­же гип­но­вых и сфаг­но­вых мхов. По сте­пе­ни раз­ло­же­ния рас­тит. ма­те­риа­ла (от­но­си­тель­ное со­дер­жа­ние в об­щей мас­се Т. про­дук­тов рас­па­да рас­тит. тка­ней, ут­ра­тив­ших кле­точ­ную струк­ту­ру; в%) раз­ли­ча­ют Т. сла­бо­раз­ло­жив­ший­ся (до 20), сред­не­раз­ло­жив­ший­ся (20–35) и силь­но­раз­ло­жив­ший­ся (св. 35).

Наши подземные богатства

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

В тесте содержатся вопросы по материалу учебника и, относящиеся к территории проживания обучающихся.
Система оценки: 5* балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите полезное ископаемое, главным свойством которого является плавкость.

Варианты ответов
  • железная руда
  • нефть
  • каменный уголь
  • торф
  • газ
Вопрос 2

Выберите верное продолжение высказывания.
Антрацит — это .

Варианты ответов
  • разновидность угля
  • разновидность торфа
  • разновидность гранита
  • разновидность нефти
Вопрос 3

Какой минерал не входит в состав гранита?

Варианты ответов
Варианты ответов
  • полевой шпат
  • кварц
  • малахит
  • слюда
Вопрос 4

К полезным ископаемым относятся …

Варианты ответов
  • кирпич, бетон, бензин
  • станки, вазы, ножницы
  • нефть, газ, уголь
Вопрос 5

Узнай по описанию.

Это полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлое, непрочное. Хорошо горит. Служит топливом, удобрением.

Варианты ответов
  • гранит
  • торф
  • железная руда
Вопрос 6

Какой толщины слой торфа образуется за год?

Вопрос 7

Как выглядит нефть?

Варианты ответов
  • густая маслянистая жидкость
  • бесцветный газ
  • бесцветная жидкость
Вопрос 8

Каким цветом горит природный газ?

Варианты ответов
  • красным
  • голубым
  • оранжевым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *