Сколько слоев материала имеют лоскутные изделия
Перейти к содержимому

Сколько слоев материала имеют лоскутные изделия

  • автор:

Лоскутное шитье

Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Из истории Лоскутного шитья

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

Инструменты и материалы для лоскутного шитья

Ткани

Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

По составу:

Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

По рисунку:

Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:

  1. Цветочный рисунок наиболее популярен.
  2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
  3. Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
  4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.

Инструменты

  1. Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
  2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
5. Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
6. Рапарыватель.
7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.

Выбор цвета

Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.
Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения. Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.
Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.
Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели. В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно. Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.

Техники лоскутного шитья

Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)

Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.

Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.

«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

  1. Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
  2. Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
  3. Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
  4. Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер

Шитье из квадратов

Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.
Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.

  1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
  2. Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
  3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

Лоскутное шитье для начинающих

Лоскутное шитье для начинающих

Что такое лоскутное шитье? Уже в названии кроется ответ – шитье из лоскутков. Начинали шить лоскутные полотна из кусочков ткани старой одежды из-за дефицита тканей. Со временем стеганные изделия стали шить из специально вырезанных и купленных лоскутков ткани. С течением времени сформировались традиционные блоки и узоры лоскутного шитья. Сейчас этот вид рукоделия стал популярным во всем мире. Проходит множество отечественных и международных выставок и фестивалей, в которых участвуют как мастера, так и любители этого творчества. На что надо обратить внимание при выборе швейной машины для занятий лоскутным шитьем? Как правило лоскутные изделия – это большие (по габаритам) работы, которые собираются из блоков и представляют из себя сэндвич, который необходимо стегать. Ряд производителей выпускают современные машины, имеющие специальные аксессуары и функции для лоскутного шитья.

pech_05.jpgpech_04.jpg

    Такие машины обычно имеют очень большую рабочую поверхность, чем больше пространство справа от иглы, тем удобнее будет работать с крупногабаритными изделиями. Также к рабочей поверхности относится приставной столик. Нужно выбирать модели, к которым есть увеличенный приставной столик для шитья и квилтинга, он идеально подходит при работе с крупными проектами.

  • Стежок ручной стёжки. Его почти не возможно отличить от настоящей ручной работы. В зависимости от модели и производителя их в машине может быть 2-4.
  • Строчка для пэчворка с программой закрепкой. В начале и в конце строчки делаются закрепки в виде очень коротких стежков.
  • Парижский стежок (аппликационный шов) – служит для обшивания края. Может быть односторонним и двухсторонним. Односторонним стежком пришиваются отдельные элементы аппликации, двухсторонним стежком пришиваются сыпучие детали.
  • Коленный рычаг подъема лапки системы свободных рук. Некоторые машины имеют специальную лапку для лоскутных изделий. Она разработана специально для шитья прямых строчек с припуском на шов ¼ дюйма и ⅛ дюйма. Подошва лапки отлично подходит для использования с системой двойной подачи ткани. Это обеспечивает высокую точность при лоскутном шитье. Благодаря системе свободных рук (FHS) можно движением колена поднимать прижимную лапку и одновременно опускать транспортер машины. Это позволяет не отрывать руки от изделия в процессе шитья, разворачивать ткань в работе под любым углом, пришивать и сшивать мелкие детали и детали аппликации.
  • pech_03.jpgpech_02.jpg

    Для занятия лоскутным шитьем потребуются специальные аксессуары.

      Коврик раскройный самовосстанавливающийся. Он выполнен из прочного материала и используется при работе дисковым ножом. Имеет разметки в дюймах и сантиметрах. Представлены в разных размерах: 30×20 см, 30×22 см, 30×30 см, 43×30 см, 45×30 см, 43×60 см, 45×60 см, 90×60 см. Самый распространенный в эксплуатации – 45×60 см. Также лоскутницы приобретают коврик маленького размера 30×20 см для работы с мелкими деталями, размещая его возле швейной машины.

    Для начала работы лоскутным шитье предпочтительнее приобрести коврик размером 45*60 см, дисковый нож диаметром 45 мм и линейку 60*15 см. Остальные аксессуары можно приобрести по надобности, когда вы почувствуете в них потребность. Шейте с удовольствием!

    Окантовка лоскутного изделия: мастер-класс от А до Я

    Окантовка – обязательный финальный процесс в изготовлении лоскутного изделия, будь-то одеяло или прихватка. Ведь нам надо закрыть необработанные края квилта, откуда выглядывает наполнитель и торчат нитки. Это же логично, правда?

    блоки без окантовки с необработанным краем

    Окантовка = бейка

    И вот в нашем лексиконе появляется слово «бейка».

    Строго говоря, косая бейка – это прикладная лента, выкроенная под углом 45° с заранее подогнутыми припусками. Фабричная готовая бейка продается в рукодельных магазинах и используется в швейном деле для обработки округлых срезов – пройм, горловин и проч. Тем, кого не устраивает промышленное качество, даю ссылку как изготовить косую бейку самостоятельно.

    фабричная окантовка, косая бейка в бобинах

    Лоскутницам косая бейка чаще не нужна, чем нужна.

    Ведь скроённая под углом, она тянется, а именно это квилтеры очень не любят. Ведь мы постоянно предостерегаем себя при шитье ромбов и треугольников: «Осторожно, не тяни по диагонали, будет деформация».

    Косая бейка может пригодиться нам только на скругленных участках – например на клапанах сумок или на кайме из фестонов.

    окантовка сумки с клапаномокантовка одеяла с фестонами

    Если же мы закрываем прямые срезы одеяла, наволочки, салфетки, то эта «тягучесть» и пластичность ни к чему.

    Поэтому режем полосы для окантовки прямо, по долевой (вдоль ткани) или по уточной (поперёк ткани) нити. Не знаю, существует ли понятие «прямая бейка», но это именно она и есть.

    Я предпочитаю, да и вам советую, кроить по долевой. Так лента получается максимально жёсткой, а по утку всё-таки чуть-чуть растягивается.

    Далее: окантовка (бейка) может быть одинарной и двойной, со сгибом – её иногда называют французской.

    Одинарная применяется на небольших плоскостных изделиях. В одеялах же мы используем двойную. Всё-таки одеяло – предмет жестко юзаемый: и стираем мы его часто, и встряхиваем, и за край ручками хватаемся нещадно. Поэтому двойной слой ткани на сгибе совсем не повредит.

    Рассчитываем длину и ширину окантовки

    Длина. Здесь всё просто. Просто считаем периметр изделия и добавляем запас 15–20 см. Откуда эта цифра? По 1–1,5 см (зависит от ширины припуска) потеряется на каждом повороте в углу, 5–8 см исчезнет при соединении концов (зависит от ширины ленты), и чуть-чуть для удобства, чтоб не было впритык.

    Допустим, у вас стандартное полуторное одеяло 150 на 200 см. Значит, окантовка = (150 × 2) + (200 × 2) + 20 = 720 см.

    Внимание: это длина ГОТОВОЙ бейки, без учета стыковочных потерь. Набирать-то мы её будем из более коротких полосок, учитывайте это.

    С шириной всё немножко заковыристее.

    Для понимания этого момента давайте посмотрим, как выглядят одинарная и двойная окантовка в разрезе.

    Наглядность – хороший партнёр в обучении.

    Сразу видно, что ширина ленты для одинарной бейки должна равняться 4 припускам и немного на огибание.

    окантовка на схеме: одинарная бейка в разрезе

    (ширина припуска × 4) + 3–6 мм прибавки.

    Предположим, вы шьёте с припуском 7,5 мм. Тогда ширина окантовки будет = (7,5 × 4) + 5 = 35 мм или 3,5 см

    Двойная бейка – всего лишь 3 припуска и прибавка. Но не забываем, что бейка двойная.

    окантовка на схеме: двойная бейка в разрезе

    2 ×(ширина припуска × 3) + 3–6 мм прибавки.

    Значит, реальная история выглядит так 2 × (7,5 × 3) + 5 = 2 × 22,5 + 5 = 50 мм

    Но, друзья мои, это всего лишь сухая теория. Лучше проверять ширину бейки эмпирически, опытным путём. Ведь толщина вашего квилта может быть любой, в том числе очень жирненькой. И поэтому вам нужно будет заложить в расчёт бОльшую прибавку. Допустим, не полсантиметра, а целый сантиметр! Мало ли…

    Возьмите кусочек ткани, сформируйте его наподобие бейки нужного формата и приколите к своему одеялу, как если бы хотели пришить.

    Уверяю: всё станет гораздо яснее. Проверяйте теорию в поле.

    Окантовка лоскутного изделия в 3 этапа

    Этап 1: изготовление бейки

    Для демонстрации я нашла в закромах какую-то заготовку-разрезалку и быстренько соорудила из нее сэндвич. Художественные качества заготовки оставляют желать лучшего, уж не обессудьте, но как тренировочный плацдарм – сгодится. И котику заодно новый коврик выйдет.

    Расти-расти, хвостик…

    На полноразмерное взрослое одеяло требуется от 7 до 10 метров бейки. Совершенно очевидно, что непрерывную полосу нам не получить. Поэтому будем набирать нужную длину, стачивая более короткие полоски.

    Казалось бы, чего проще – складывай концы и сшивай полоски между собой. А вот и нет!

    Полосы для окантовки всегда стачиваются наискосок, под углом 45°. Почему?

    А вы представьте прямой шов с разутюженными припусками. Это уже 2 слоя ткани (лицо и припуск).

    окантовка, сшитая прямым стачным швом, это неверно

    Сформированная бейка, обогнув край изделия, даст уже 8 слоев ткани. И это не считая сэндвича! Причём наложатся они друг на друга.

    утолщение на окантовке

    Даже если ваша швейная машина справится с подобной толщиной, на месте стыков будут некрасивые выпуклые бугры. Оно нам не надо! Поэтому только наискосок.

    Некоторые рукодельницы сразу подрезают концы полос под 45° и стачивают их. Но, как по мне, этот прием не совершенен. Легко растянуть края, нелегко совместить косые срезы.

    скалываем бейку

    стачиваем бейку

    Правильнее действовать так: сложить полосы лицом к лицу, под углом 90°, чтоб полосы чуть-чуть перекрывали друг друга.

    Сколоть, провести диагональ, как на фото (не в другую сторону!), проложить шов от «галочки» до «галочки».

    бейка сложена под прямым углом

    прокладываем строчку , соединяя части бейки

    И только потом срезать лишнее, оставив нужный припуск. Припуск, естественно, разутюживаем.

    срезаем припуск у стыковочного шва бейки

    Существует ещё способ кроя «бесконечной» бейки сразу из цельного куска ткани, сшитого по диагонали со смещением. Принцип легко понять по рисунку.

    непрерывная бейка, способ кроя

    Мне этот способ не очень нравится, потому что резать надо ножницами, а не роликовым ножом. Но вы можете попробовать.

    Важная мелочь

    Сколько же таких полос надо выкроить и стачать? Ну, предположим, что нам надо окантовать одеяло с периметром 7,8 м. Допустим, вы будете кроить полоски из метрового отреза. Таких метровых полос вам понадобится 9 штук.

    Почему не 8? Во-первых, не забывайте про прибавку 20 см. А во-вторых, при стачивании наискосок очень много ткани теряется на припусках. Расшифровываю.

    наложение полос бейки

    Девять полосок в одну – это 8 стыков, на каждом отнимаем 1 ширину ленты. Если лента шириной 6 см, то вы теряете 8 × 6 =48 см. Девять метровых полосок дадут вам общую длину 852 см. Этого нам хватит на периметр одеяла, но согласитесь, потери большие. Учитывайте этот факт.

    Осталось сложить ленту вдвое и отутюжить. «Ушки» от припусков срезаем.

    окантовка, процесс изготовления, срезаем ушки

    готовая окантовка

    Этап 2: первый шов по периметру

    Подстелим соломки

    Не начинайте с угла. Начинайте где угодно на стороне одеяла, оставив свободный «хвост» ленты см 10-15. И предварительно приложите ленту ко всем сторонам одеяла, чтоб проверить, не попадают ли стыковочные швы в углы квилта. Если да, то сместите бейку, чтоб избежать этой неприятности.

    начало пристрачивания бейки на одеяло

    Традиционно пристрачиваем бейку к лицевой части одеяла, совмещая открытые срезы.

    Красна изба углами…

    Приходим в угол. Почти приходим. Останавливаемся, не доходя до края одеяла на ширину припуска. Поворачиваем квилт и прошиваем уголок под 45°.

    прострачиваем уголок бейки

    Разворачиваем одеяло следующей стороной. Бейку, придерживая слева, отгибаем вверх (от себя) так, чтоб она образовала прямую линию с краем одеяла.

    отгибаем бейку вверх

    Затем опускаем её вниз, к себе, совмещая с краем.

    отгибаем бейку к себе

    формируем бейку на углу

    В углу образуется складка-гребешок.

    складка при повороте бейки

    Всё, можно начинать новую строчку, не забыв про закрепку.

    наало новой строчки после поворота бейки

    Повторяем эту канитель на всех углах.

    У кольца нет конца

    И последняя операция этого этапа – соединить концы окантовки.

    Помните, мы оставляли свободный кусочек в начале? Такой же оставим и в конце. Остановите строчку, не доходя до начала ну сантиметров 20 (или больше, смотрите, как вам удобнее), сделайте закрепку.

    завершаем пристрачивание бейки

    Разровняйте край одеяла, разложите по нему свободные концы бейки. Они будут перекрывать друг друга. Их также надо соединить под углом.

    накладываем коны бейки друг на друга

    1 способ – математически точный.

    Наметьте место соединения на одном краю ленты. Обрежьте его по метке.

    Второй край должен перекрывать первый на величину, равную ширине вашей окантовки.

    перекрываем один край бейки другим

    Отмерьте на нем, сколько положено, и также обрежьте.

    обрезаем излишек бейки

    Потом раскрываем ленты, поворачиваем друг к другу под прямым углом, прошиваем по диагонали.

    соединяем концы бейки

    2 способ – прикладной. Раскрытые бейки накладываем друг на друга, обозначаем точку стыка.

    обозначаем точку стыка беек

    Совмещаем метки лицом лицу, вкалываем туда булавку, почти в край.

    фиксируем бейку на точке стыка

    И на булавке, как на штырьке, разворачиваем полосы под прямым углом. Фиксируем, прострачиваем по диагонали.

    Припуски сразу не срезайте. Сперва проверьте, улеглась ли бейка на свое место. Ничего не морщит, не подтягивает? Отлично, режьте.

    примерка бейки

    Стык разутюживаем ноготками, придаем бейке первоначальный вид, вновь складывая её вдвое и пристрачиваем к одеялу, не забывая про закрепки.

    закольцевали бейку

    Этап 3: второй шов по периметру

    Отгибаем бейку на изнанку одеяла. Аккуратно носиком утюга можно пройтись по шву с лица.

    утюжим шов пристрачивания бейки

    Формируем уголочки, закладываем их под 45°, закрепляем булавками. Это сложно описать, лучше посмотреть фото и попробовать на практике.

    сформированный уголок с изнанки

    Остальную бейку хотите –приметайте, хотите – прижмите специальными клипсами или канцелярскими зажимами. Пришивайте потайным швом вручную.

    7–10 метров вручную? Да ладно, хорош заливать! Что, серьёзно?

    Представьте себе, да. Это классический консервативный подход. Утверждается, что только вручную подшитый край выглядит аккуратно и передаёт истинное очарование ручной работы. Вот я снизошла и подшила свой коврик вручную.

    окантовка уголка лицо

    окантовка уголка изнанка

    Да, вроде аккуратно. Но для меня в ручном подшивании нет логики.

    То есть на протяжении всего одеяльного проекта ты пользуешься крутым резаком, который берет несколько слоев ткани, применяешь ускоренные техники кроя, сшиваешь детали поточным методом, используешь военные хитрости при сборке сэндвича, стегаешь на машине… в общем делаешь всё, чтобы облегчить и ускорить процесс шитья. А потом вдруг – бац! ах, у меня ручная работа! – и фигачишь вручную 10 метров.

    И это в век, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…

    Альтернативные способы окантовки

    Я предпочитаю обходиться без ручного шитья, завершаю окантовку на машине. Мнение, что машинная окантовка выглядит неаккуратно и недушевно, мне кажется очень субъективным и предвзятым. Впрочем, каждому своё. Я просто хочу показать все существующие альтернативные варианты.

    • Бейка пришивается с лица на изнанку. Закрепляется зигзагом или декоративной строчкой. Ну, зигзаг – это совсем по-домашнему, выглядит так себе, конечно. Декоративная получше, хотя на изнанке тоже кустарно смотрится.

    окантовка пришита декоративной строчкой

    окантовка пришита декоративной строчки, изнанка

    • Бейка пришивается с лица на изнанку. На лицевой стороне строчим прямо в шов притачивания, с изнанки бейка должна перекрывать шов на 2-3 мм. Итог – сверху строчки не видно, снизу – идёт по краю ленты. Для аккуратности этот способ требует намётки, что в общем-то точно так же увеличивает временные затраты.

    притачивание окантовки в шов, лицо

    окантовка с изнанки при притачивании в шов

    • Бейка пришивается, наоборот, с изнанки на лицо. Сверху отстрачиваем бейку в край, нижняя нить на изнанке идёт по одеялу, параллельно бейке. Если взять нитки в тон бэка, то выглядит весьма достойно. Удобно и быстро, и никаких предварительных наметок.

    окантовка, пришитая с изнанки на лицо

    вид окантовки в изнанки

    • Окантовка иногда даже и не нужна, можно обойтись без неё, особенно если вы не можете подобрать её по цвету или просто хотите сэкономить усилия или ткань. Надо выкроить кайму пошире и завернуть её на изнанку, а углы обработать способом, который применяют при пошиве салфеток и скатертей. Либо сделать наоборот, выкроить больше изнаночную ткань и завернуть её на лицевую сторону. Этот способ посмотрите в ролике.

    Думаю, что на этом мой трактат про окантовку квилта завершён. Если что-то не учла или забыла, напишите в комментах.

    Лоскутной вам магии!

    14 thoughts on “Окантовка лоскутного изделия: мастер-класс от А до Я”

    Вот сразу отдаю голос №3! а теперь пишу, что мастер-класс заслуживает высокой оценки: все пошагово показано и расписано. Изделие имеет большую практическую направленность, может быть использована по хозяйству, подарок тоже неплохой. И по сложности работа, скажем, непростая. Но для детей старших классов, она вполне доступна. Спасибо за материал. Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

    Казарина Светлана :

    Большое спасибо за высокую оценку моего труда и за подробный комментарий! И за исторически экскурс — отдельное спасибо!

    Спасибо за подробный мастер-класс. Окантовывала таким образом лоскутное одеяло, но подзабыла как обрабатывать углы. Сейчас шью прихватки и ваш урок очень пригодился.

    Казарина Светлана :

    Рада, что помогла! А прихватки… люблю их , но труда с окантовкой они требуют почти как одеяла)))что там, что там — 4 угла присутствуют)))

    Спасибо за толковое описание!

    Благодарю за такой понятный мастер класс. Отдельное огромное спасибо за чёткие фото. Это очень важно?

    Прекрасная статья! Прекрасная работа! Браво Мастеру! Это лучший МК и для начинающих и для опытных мастеров. Спасибо!

    Казарина Светлана :
    И вам спасибо за столь вдохновляющий отзыв!)

    «Весьма достойно», «кустарно смотрится», «для аккуратности требует намётки» — автор сам показывает, что пришивание окантовки на машине далеко не высший пилотаж. Единственный метод для профессионального результата — пришивать кант вручную.

    Казарина Светлана :

    У автора не было цели искать единственный верный метод). Цель статьи — показать возможные варианты. И вы, и я имеем право на собственное мнение. Думаю, что и вручную можно пришить бейку так, что это не будет выглядеть профессионально)))

    Молодец, так подробно еще не встречала описаний по пэчворк-одеялам. Ваша статья, вернее, ссылка на нее попалась мне в Пинтересте, а картинка ваша — заглавная, очень привлекла. Искала я, как вот такие блоки соединять. Про бейки знаю, но нужно чтобы бэк был целым полотном. Можете что-то подсказать? Спасибо заранее.

    Гениально, просто, доступно! Не останавливайтесь. Просвещайте нас. С нетерпением ждем других мастер классов. Например-окантовка срезов лоскутного изделия цельнокроенной подкладкой.

    Казарина Светлана :
    Спасибо! За похвалу и за идею для статьи)

    Спасибо. Окантовка зигзагом понравилась очень. Сделала и сама любовалась.
    Очень познавательно. И очень доступно.

    Лоскутное шитье. Пэчворк и квилтинг. Ткани и инструменты

    Ткани и инструменты для пэчворка
    К чему снится ткань?

    Было время, когда шитье было необходимостью и навыки шитья передавались от поколения к поколению, и повсюду женщины шили различные предметы гардероба и многочисленные принадлежности для дома при помощи нитки, иголки. В то время все, начиная от одежды до скатертей на столе, было сделано собственными руками. Теперь стоит только отправиться по магазинам или нажать несколько клавиш на компьютере, и мы получим все то, что нам нужно.
    Сегодня шитье и рукоделие стало радостью и самовыражением хозяйки. Одним из видов рукоделия, взошедшего в ранг декоративно-прикладного творчества, в наше время стал пэчворк или шитье из лоскутов с элементами стежки.

    Главные традиции искусства лоскутного шитья зародились среди американских переселенцев. В Новом свете использовались все кусочки ткани для изготовления одежды и одеял.
    В России лоскутное шитье также было традиционным видом рукоделия. Недорогие яркие хлопчатобумажные ткани вошли в домашний обиход с конца XVIII века. Ширина ситцевого полотна была шире кроя изделия, и оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду. Те же мелкие лоскутки сшивались в разноцветное полотно — лоскутное одеяло.

    В семидесятые годы XX века пэчворк и стежка пережили в США свой ренессанс. Мода на лоскутное шитье достигла России, а занятие этим рукоделием стало популярным хобби.
    Сумки и юбки, жакеты и шляпки, одеяла, скатерти, занавески, подушки и панно — чего только не шьют теперь из лоскутков. И называют этот процесс английским словом «пэчворк» — вид творчества, при котором цельное изделие сшивается из разноцветных и пестрых кусочков ткани. Процесс стежки изделия, сшитого из лоскутков называют «квилтинг». Современные мастера ткань не экономят как раньше, а стараются передать в неповторимом узоре и цветовой гамме собственное настроение. Поэма из ткани — называют лучшие работы лоскутницы.

    Недели моды в Европе 2019 принесли всемирное признание технике пэчворк: платья и костюмы от Christian Dior, сумочки Chloe и даже шубки из кусочков меха.


    Законодателями моды в современном пэчворке являются американские и японские дизайнеры, которые предлагают огромное количество разнообразных дизайнов для воплощения идей и реализации как в домашнем интерьере, так и одежде.



    Современная ткань сделана из 100% длинноволокнистого хлопка, отличается хорошей плотностью, гигроскопичностью, износостойкостью к истиранию, практически не дает усадки и не линяет. Работая с такими тканями вы можете воплотить абсолютно любые проекты от прихватки на кухне, декоративной диванной подушки до панно или покрывала. Также великолепно будут выглядеть и «сносу не будет» одежде, сшитой из данных тканей.





    Посмотреть больше вариантов готовых работ, разнообразие тканей и идей Вы можете на сайте www.myquilt.ru

    • раскройные ножи,
    • раскройные коврики
    • специальные линейки различных форм и необходимой разметкой.

    КУПИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПЭЧВОРКА

    • стандартный 45 мм для кроя ткани
    • 28 мм для резки по шаблону
    • 60 мм для толстых тканей или кроя нескольких слоев ткани.



    Раскройные коврики бывают разных размеров и могут сильно отличаться по стоимости в одном размере. Большинство ковриков на рынке сделаны из переработанных материалов, но если вы увлекаетесь всерьез, рекомендуем обратить внимание на коврики, сделанные из нового материала, такие прослужат намного дольше. В ассортименте бренда Aurora коврики- самовосстанавливающиеся, сделаны из абсолютно нового сырья. Есть модели с антискользящим покрытием и поворотные. Размеры ковриков на любой стол и на любой вкус — от формата А1 (90*60) до А4 (30*22). Для удобства на них нанесена метрическая сетка и углы 30, 45, 60 градусов.
    Поскольку для лоскутного шитья очень важна красивая и геометрически правильная форма лоскутков, то для резки используются специальные линейки с метрической сеткой и углами.


    • 15*30,
    • 15*60,
    • 15*15



    Любимый хит среди вспомогательных инструментов от Aurora — мини-утюжок для пэчворка. Миниатюрный утюжок используется для разглаживания швов и углов, не требует места и может использоваться на приставном столике рябом со швейной машиной Кроме того этот малыш — полноценный утюг с паром, который можно взять с собой в поездку, например, на отдых.


    Среди аксессуаров для шитья и пэчворка бренда Aurora вы найдете широкую линейку инструментов для пэчворка, которые порадуют вас высоким качеством и приятной ценой, удовлетворяющие самый притязательный вкус, завоевали признание среди специалистов и любителей.




    Какую ткань используют в пэчворке

    • Воздухопроницаемость. Полотняный способ переплетения не препятствуют циркуляции воздуха, в одежде из хлопка кожа дышит.
    • Легкость. Одежда из хлопковой ткани не сковывает движений, позволяет чувствовать себя комфортно. Одеяло не будет давить.
    • Гипоаллергенность. Одеяло-пэчворк не только красиво, но и сделано из натуральной ткани. Ткань обработана специальным образом, гипоаллергенна и может использоваться как для пошива взрослых изделий, так и детских.
    • Сохранение тепла. Объясняется особенной структурой волокон хлопка, которые полые внутри и задерживают воздух.
    • Термопластичность. Хорошо запоминает форму при нагревании, которую долго держит впоследствии.

    Наиболее известные ткани для пэчворка производятся компаниями США: Moda, Benartex, Timeless Treasure, Michael Miller, Riley Blake (добавить ссылки на категории с указанными брендами). Эти ткани рекомендуются для использования при создании ваших шедевров для дома и дачи, для выставки и для подарка.

    Именно из-за высоких потребительских качеств хлопка ткани для пэчворка любят использовать для летней и детской одежды. Ведь изделие получается легкое, гиппоаллергенное, воздухопроницаемое, и при этом яркое и красочное, которое не полиняет и не сядет на следующей стирке.

    КУПИТЬ ТКАНИ ДЛЯ ПЭЧВОРКА

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *