Как приготовить глину для лепки
Перейти к содержимому

Как приготовить глину для лепки

  • автор:

Как правильно подготовить глину для лепки

Чтобы сосуд из глины не лопнул и не треснул во время сушки. Рекомендации гончара.

Глина должна быть специальная: очищена от пузырьков воздуха, поскольку они взрываются во время обжига, и без песка, который не очень хорошо действует на руки.

После того как вы отрезали нужное количество, глину нужно мять, чтобы убрать из неё оставшиеся пузырьки, а также структурировать ещё раз (сделать однородной).

Выпрямите руку в локте, чтобы оказывать давление на глину всем телом. Если давить на глину мышцей, то можно быстро устать.

После того как вы надавили, приподнимите кусочек глины на себя на 45 градусов.

Снова надавите на заготовку из глины, приподнимите и сделайте так ещё один раз.

Чтобы глина превратилась в кулёк, кроме перечисленных выше действий, надо чуть-чуть повернуть заготовку вправо под 45 градусов.

В результате приподнимайте глину на себя и под 45 градусов, а затем вправо и под 45 градусов.

Глина при этом начинает закручиваться в спираль.

Работайте с глиной подобным образом, и, даже если в ней будет много песка и других примесей, материал не лопнет.

Глина состоит из смеси глин, чтобы у неё была меньше усадка, которая измеряется в процентах. В данном случае она составляет 12 %. Если взять чистую глину, то усадка будет 15–20 %. Это не очень хорошо, поскольку заготовка может сохнуть неравномерно, что приведёт к растрескиванию. Чтобы усадка была меньше, глины смешивают, а также добавляют шамот — мелкомолотый черепок обожжённой глины.

Когда глина станет однородной, можно прекратить вымешивание. Для данного куска глины достаточно мять 2 минуты.

Сделайте колобок: пристукивайте ладонью глину таким образом, чтобы внутрь не попали пузыри. Похлопайте по тем участкам, которые выпирают.

Впоследствии положите готовый колобок на гончарный круг и приступите к изготовлению изделий.

Читайте по теме:

  • Делаем щанки из глины. Часть 1
  • Создаём узор и фактуру на глиняном горшочке
  • Рабочее место гончара: создаём глиняные изделия быстро и аккуратно

Заготовка глины

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

  • Подготовка глиняного теста
  • Отмучивание глины, просеивание
  • Пластичность глины
  • Из чего делают керамику
  • Штампы с контррельефом
  • Гравировка глиняных изделий
  • Потребительские свойства керамических товаров

Как подготовить гончарную глину к работе

Даже если вы приобрели чистую глину, которая, по вашему мнению, пригодна для изготовления изделия, все же следует выполнить некоторые приготовления, чтобы получить лучший результат.

  1. Процесс высушивания . Добытую вами глину необходимо предварительно разделить на несколько кусков и подсушить. Эта процедура отнимет немало вашего времени, но это все меньше, чем выдерживание глиняной массы в течение 30 — 100 лет по методике древних китайцев.
  2. Процесс затворения . Как только глина высохла, ее необходимо «затворить», то есть в переводе обдать горячей водой, залить полностью, чтобы на поверхности были видны лишь некоторая часть материала. Глина должна набухнуть, после чего выньте глину из воды и выложите ее на столе, укрытом грубой тканью или холстом. Теперь нужно немного подождать, как только глиняная масса скинет лишнюю воду и будет готова к работе (можно сильно переминать в руках) принимайтесь к изготовлению необходимой формы.
  3. Процесс переминания и вылеживания . Затворенная масса глины должна быть подвергнута сильному переминанию вручную, если сможете пропустить сквозь сито, это будет очень хорошо. Глину переминаете второй раз, берете полиэтиленовый мешочек и складываете в него эту массу, а мешочек с глиняной массой упаковываете в бочонок, плотно накрыв крышкой, и оставляете ее на несколько суток в покое (перед началом работы). Это делается для того, чтобы глина имела возможность вымокнуть «до нитки», поэтому и требуется не один день. Если эту процедуру не произвести, то при работе с данной глиной на гончарном круге, когда будет непосредственно формовать изделие, глиняная масса даст нежелательные трещины в самом широком месте сосуда. Всем понятно, что проблема возникает из-за недостаточности промокания глины – частички, оставшиеся сухими, слабо удерживают друг друга. Если вы планируете начать работу более чем через несколько суток, ничего страшного, она может храниться в таком состоянии довольно долго. Перед тем, как приступить к процессу производства изделия из глины, необходимо еще раз проверить глину на пластичность – перемять ее, разорвав на два куска и с силой соединив обратно. В таком случае вы освободите глину от образовавшегося воздуха, который может навредить вашему новому изделию.

Если вы не станете переминать глиняную массу перед началом работы, то может случиться так, что когда вы поставите изделие на обжиг в печь, то оно просто разорвется, потому что воздух при нагревании имеет свойство расширяться более сильно, нежели глина. Поэтому не поленитесь и сделайте эту процедуру переминания несколько раз.

  • Глазурь для керамики
  • Примеси в гончарной глине

Похожие материалы

  • Свойства и виды глины
  • Свойства глины
  • Основные способы работы с глиной
  • Виды глины
  • Гончарная глина для гончарного круга

Как подготовить глину для лепки?

Подсушенную глину надо мелко раздробить деревянным молотком и засыпать в невысокую пластиковую емкость, заполненную до половины водой так, чтобы слой воды над глиной составлял 5−10 сантиметров. На следующий день смесь тщательно размешать деревянным веслом. Образуется глинистая суспензия, имеющая густоту сливок.

Теперь надо удалить крупные механические включения. Суспензию следует процедить через сито с размером ячеек 36-ти отверстий на квадратный сантиметр или тоньше. Процеженную глину оставить стоять на два-три дня. За это время глина осядет на дно кадки, что позволит удалить лишнюю воду при помощи сифона.

В промышленности для удаления избыточной влаги из жидких масс применяют различные фильтр-прессы, но мы попробуем обойтись без них. Можно, конечно, выпарить избыток влаги, но глина глине рознь, и в некоторых их них может остаться слишком много растворенных солей. При лепке соли не мешают, но при дальнейших операциях, например, при глазуровании, могут существенно навредить.

Примитивный фильтр можно соорудить из холщового мешка. Его заполняют жидкой суспензией и подвешивают. В дальнейшем мешки снимают и укладывают на хорошо высушенные гипсовые доски. Если ткань мешка не очень плотная, вместе с водой вымывается очень много глинистых частиц, а если слишком плотная, то процесс фильтрации сильно затягивается. В этом случае на мешок сверху кладут гнет. Вот вам и фильтр-пресс.

Если глина все же остается влажной, ее можно подсушить до некоторого отвердения в теплом месте, например, у радиаторов отопления, а лучше просто в сухой комнате, так как пересушенная глина плохо размокает и образует трудно распускающиеся куски.

Свежеприготовленную глину надо оставить на некоторое время на воздухе, под навесом, защищающим ее от пыли. Для такого вылеживания лучше использовать зимние месяцы года. Наиболее оптимальным считается вылеживать глину на столах с цинковым покрытием.

В чем тут секрет? В процессе вылеживания глина подвергается воздействию микроорганизмов, которые делают ее пластичнее. Так вот, цинк служит катализатором для такой деятельности бактерий, способствует улучшению качества глины.

По этой же причине подсушенную до кондиции глину следует хранить в плотно закрывающихся оцинкованных изнутри ящиках. Там ее оставляют для дозревания на срок не менее месяца. Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем лучше, пластичнее оно становится.

Тесто, помещенное в ящик, надо предохранить от высыхания, накрыв его влажной тканью. Чтобы не заботиться о частом увлажнении, ткани надо сделать так: на дно цинкового ящика поставить кювету с водой, поверх нее уложить доски так, чтобы они находились в 7−8 сантиметрах от поверхности воды, на доски уложить глину, а концы покрывающей глину ткани погрузить в воду в кювете.

Слишком мягкая глина очень податлива, легко формуется, но она прилипает к пальцам и может деформироваться под действием собственного веса. В процессе сушки изделия из такой глины сильно сжимаются.

Нормально приготовленная глина тоже должна легко принимать нужную форму под действием незначительных усилий, и ее отдельные куски могут слипаться друг с другом, но она уже не должна налипать на руки. Такая глина позволяет формовать из нее довольно большие изделия, причем они не деформируются под действием собственного веса в процессе формования.

Однако стоит только добавить в нее буквально каплю воды, как она снова становится чрезмерно липкой. Это и есть критерий оптимальной степени сушки глины. Из такой глины лучше всего формовать большие сосуды и лепить скульптуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *