Смальта для мозаики что это
Перейти к содержимому

Смальта для мозаики что это

  • автор:

Смальта. Что это за стекло?

Что есть Смальта? Смальта это непрозрачное, но яркое, цветное стекло. Получают смальту по особенным технологиям, выплавляя стекло с добавлением разных оксидов и металлов. Само слово «Смальта» есть производное слова smalte, немецкого происхождения. В свою очередь «Смальте», есть образование глагола schemelzen, то есть расплавлять или плавить. Процесс обработки смальты дал название и эмалям, маслам подобным стеклу, применяемой в декоративных целях. Только в случае с появлением эмали основой стало французское email – smeltan.

смальта- цветное стекло мозаика, фото окнаТехнология производства смальты

По технологии производства смальта относится к периоду становления Рима Империей. Серьёзные работы по созданию смальт проводила Византийская Империя, она же достигла большого прогресса в технологии плавления. На сегодня технология производства может быть промышленной. Встречается как технология машинного создания смальты, так и плавка смальты вручную, по старым рецептам.

Непрозрачное стекло колется на маленькие кусочки разной формы. Колка проводится либо случайным, либо направленным методом колки заготовок из цельного куска смальтового стекла. Форма кусочков подбирается согласно цели, для которой их будут применять. Есть ряд технологий, что позволяют получать смальту штамповкой. В современном искусстве смальту применяют как маленькими, так и крупными кусочками.

Мозаика и смальта

Термин «шмальта» появился у российских мозаичников восемнадцатого века, применялся для обозначения картин, мозаики и техники её создания. Именовали «смальтой» и голубую краску из стекла. Это была кобальтовая синь из толчёного стекла, сегодня её так не называют.

Элементы мозаики называются по-современному «чипсы», «типсы», «типисы» — последнее название встречается реже. «Чипсы» — более привычно, потому и называют чаще элементы смальтовой мозаики таким названием.

В Древнем Мире мозаика применялась широко. Однако, и по сей день она популярна в отделке помещений, создании уникальных напольных и настенных, потолочных картин. Применяют мозаику и для создания картин на дне декоративных водоёмов, бассейнов, фонтанов.

Мозаика

Мозаика — это красота, индивидуальность, это эмоции и чувства в одном слове. Мозаика увлекает. Создавая узор или орнамент, ты никогда с уверенностью не скажешь, какой будет результат. Ты полностью во власти этих маленьких цветных кусочков, которые складываются в неповторимые рисунки.

Материалом для создания своих мозаик мы выбрали смальту.

Что же такое смальта?

Слово смальта — от немецкого Smalte или Schmalte, schmelzen — плавить. Смальта — это стекло, когда-то только ярко-синее, полученное из кремневой кислоты и кобальта, а позднее — цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

Смальта — один из долговечных материалов. Смальта устойчива к воде, морозу и многим агрессивным средам. Римские мозаики из смальты пережили тысячелетия. Смальтой украшен Храм Бога Господня в Иерусалиме и Собор Сан-Марко в Венеции, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и метрополитен в Москве. И это лишь маленькая толика того, где используется смальта.

В своих работах мы используем смальту квадратной формы. Создание мозаики из смальты — это полностью ручной труд, требующий аккуратности и тщательности.

Смальта обладает глубиной цвета, таким внутренним свечением. Размер и форма практически не ограничены, так как кусочки различной формы получаются методом колки или резки. Цветовая гамма широкая. Все эти качества материала — отличная основа для создания различных мозаик на наших досках.

Смальтовая мозаика

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: что такое смальта и в чём её основное отличие от стеклянной мозаики? Год назад мы по просьбе заказчика выполнили несколько образцов сходных по тематике и цветовой гамме, но совершенно различных по технике исполнения. Мы сравним их, и тогда разница будет очевидной.

Фрагмент панно выполнен в технике стеклянной мозаики. Студия «Александрия».

Мы знаем, что этот вид мозаики выполняется следующим образом: из больших, но достаточно тонких (3,5-4мм) листов цветного стекла мастер нарезает элементы будущей мозаики: модуль различного размера и, если так диктует задача, крупные фрагменты. Детали фрагмент к фрагменту плотно стыкуются друг с другом, для более точной подгонки стёкла обтачиваются на станке. Поверхность такой мозаики гладкая, мозаика лежит точно в одной плоскости. Поэтому этот вид мозаики очень хорош для интерьерных работ.

Но до начала ХХ века искусство знало только смальтовую мозаику. Рим и Византия дали классические образцы, по сути, технология и основные приёмы выкладки мозаики были разработаны ещё в эти два исторических периода.Дальнейшее развитие мозаичного искусства шло по пути уточнения и совершенствования основ.

Классическая смальта – это цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальной технологии.

Изготовление смальты

Изготовление смальты – процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • В плавильных печах варится стекло, в состав которого обязательно входят оксиды металлов, которые окрашивают массу в определённый цвет и вещества, заглушающие и устраняющие прозрачность. Например, сульфиды.
  • Горячую массу стекла выливают на металлические листы , она растекается, как при выпечке блинов. Получившиеся «блины» толщиной приблизительно в 10-20мм одного и того же цвета складируются. Для того, чтобы в смальтоварне сформировалась длинная, то есть большая цветовая палитра, выплавкой нужно заниматься не один год. А опыт итальянских производств в Равенне говорит о десятилетиях и сотнях лет непрерывной работы. Смальта производство – процесс, требующий работы хорошего технолога-химика.
  • Из «блинов» мастер-мозаичист накалывает тиссуры– модуль( небольшие кусочки). Размер и форма тих элементов может варьироваться, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на уложенных под разными углами элеементов на поверхностях стен, куполов, потолков. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
  • Если нам нужна цветная смальта, купить мы можем, как уже готовый наколотый модуль, так и материал «в блинах».

Цветная смальта – готовый модуль, часть палитры; производство:Италия.

Панно из смальты

Есть два способа выкладывания рисунка: прямой и обратный наборы. Не углубляясь в тонкости технологии, скажем только, что с помощью прямого набора выкладываются сложные, высоко-художественныепанно из смальты. При помощи обратного набора целесообразно делать масштабные крупные работы, в этом случае время работы серьёзно сокращается.

Фрагмент мозаики из колотой смальты. Прямой набор. Студия «Александрия».

Картины из смальты

Смальтовая мозаика по сравнению с её стеклянной родственницей выглядит несколько более брутально. Для некоторых работ данное качество может быть как плюсом, так и минусом. В том случае, когда необработанные сколы смальты не являются специальным художественным приёмом, поверхность мозаичных панно можно полировать до гладкого состояния. Так выполнялись картины из смальты в XIX веке. Например, таким образом сделаны мозаичные иконы для Исаакиевского собора:

Фрагмент мозаики. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

Золотая смальта

В мозаике широко применяется золотая смальта. Технология изготовления этого материала была разработана в византийский период. Между двумя стёклами закладывается листик золота, и всё вместе запекается в муфельной печи. Так как верхнее стекло сверх-тонкое(0,4-0,5мм), у зрителя возникает впечатление, что золото лежит прямо на поверхности стеклянного кубика.

Микромозаика из смальты

Особенный вид декоративно-прикладного искусства — микромозаика из смальты. Считается, что если в работе используется фрагменты, размер которых равен или менее 5х5мм, то мозаика уже находится в категории «микро». Выкладка рисунка выполняется при помощи пинцета.

Фрагмент микромозаики. Размер модуля 4х5мм. Студия «Александрия».

Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.

1991-2024 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики

Авторские права защищены.

Что такое Смальта

«Смальта» переводится как «плавить». Это — цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик. Этот материал имеет многовековую историю. Смальту (небогатую по оттенкам) начали применять ещё в античную эпоху в дополнение к мозаике из камней. В XVII-XIX вв. в Европе смальта широко применялась для имитации масляной живописи [в т. ч. и в России (например, смальтовые мозаики, созданные М. В. Ломоносовым)]. Одной из ведущих отраслей монументально-декоративного искусства являются смальтовые мозаики в ХХ веке.

Смальта в России

Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.

Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

В послевоенное советское время Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.

В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.

Свойства Смальты

Смальта обладает уникальным свойством — она светится изнутри. Благодаря этому она широко применялась и продолжает применяться в производстве витражей и художественных интерьерных мозаик, а также в качестве декоративного материала для внешней и внутренней отделки строений. Цветовая гамма смальты поистине не знает границ. Несмотря на то, что смальта относится к одному из видов стекла, этот материал обладает завидной стойкостью к ударам. К тому же смальте не страшны морозы, что немаловажно для нашей страны.

Различают прозрачную смальту (стекло, окрашенное огнеупорными красителями) и глухую (опаловую) смальту, получаемую введением в стеклянную массу веществ, заглушающих прозрачность (двуокись олова, окись сурьмы и др.). Стекломассу перерабатывают в кубики и пластинки штамповкой или раскалыванием. Изготовляют также жилистую и пятнистую смальту (в одном куске которой путём термической обработки соединяется смальта нескольких оттенков), золотую и серебряную (в которой между основным слоем стекла и покровным слоем запрессовывается фольга)».

Область применения

Мозаичные панно… картины — все это настоящие произведения искусства, главным элементом которых является смальта. Любое изделие, выполненное из смальты или с ее «участием», имеет множество «лиц». Дело в том, что данный материал обладает уникальной способностью изменяться под действием света.

Смальта обладает еще одной характеристикой, свойственной стеклу: она не поглощает воду. Это говорит о том, что использовать ее можно там, где преобладает воздействие воды и влаги. А где, как не в бассейне возможно это преобладание. В связи с этим смальта широко используется для облицовки бассейнов, а также помещений, связанных с повышенной влажностью (в сантехнических узлах и ванных комнатах). Но не только способностью отталкивать влагу славится смальта.

Помимо всего прочего смальта — огнеупорный материал, и ее (в отличие от обычного стекла) используют для облицовки каминов.

Все наши мозаичное панно из смальты смотрите здесь под хештегом #мозаика из смальты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *