Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля и генератор
Перейти к содержимому

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля и генератор

  • автор:

Как проверить работу генератора автомобиля. Основные неисправности и обслуживание генераторов

Как проверить работу генератора автомобиля. Основные неисправности и обслуживание генераторов

26.10.2018

Генератор не относится к критически важным узлам авто. Внезапный выход из строя этого агрегата не обездвижит автомобиль сразу, но и уехать далеко на одном только заряде аккумулятора не получится. В этой статье мы разберем, как проверить генератор автомобиля самостоятельно и правильно оценить его состояние.

Содержание:

  1. Неисправности генератора автомобиля
  2. Как проверить генератор автомобиля
  3. Обслуживание генератора автомобиля

Неисправности генератора автомобиля

Известно несколько распространенных неисправностей генератора. Кратко рассмотрим их.

  1. Износ графитовых щеток или нарушение работы в механизме их подачи по мере износа. Через щетки на ротор подается ток возбуждения. Этот ток генерирует электромагнитное поле, необходимое для работы генератора. Плохой контакт между щетками и кольцами частично или полностью выведет генератор из строя.
  2. Отказ регулятора напряжения. Регулятор напряжения служит для изменения напряжения, которое подается на ротор. Именно благодаря этому элементу (вне зависимости от частоты вращения ротора) генератор вырабатывает ток около 14 вольт (в разных моделях авто этот показатель может быть разным).
  3. Выход из строя диодного моста. Генератор изначально вырабатывает переменный ток, а вся электроника автомобиля питается постоянным током. Для преобразования переменного тока в постоянный предназначен диодный мост. Перегорание даже одного из диодов в цепи моста приведет к потере работоспособности генератора.
  4. Износ подшипников. Ротор опирается на два подшипника качения, которые установлены в корпусе статора. Как и любые другие детали, эти подшипники со временем изнашиваются. В критических случаях может произойти их заклинивание или даже разрушение.

Все вышеперечисленные неисправности генератора авто — устраняемые. Но есть и две поломки, после которых агрегат уже не подлежит ремонту: перегорание обмоток статора или ротора и механическое разрушение корпусных деталей.

Как проверить генератор автомобиля

как проверить генератор автомобиля

Есть два основных способа проверки работоспособности генератора.

Первый считается надежным «дедовским» способом, но используется сегодня исключительно на карбюраторных авто. Чтобы проверить генератор, запустите двигатель и снимите отрицательную клемму с АКБ. Если электроника автомобиля продолжает исправно функционировать, то это значит, что генератор исполняет свои функции на уровне, достаточном для работы авто.

Ни в коем случае не применяйте этот способ на современных автомобилях!

Второй способ потребует специального измерительного прибора — мультиметра. Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель. Рабочий генератор подаст заряд на АКБ, и показания на дисплее прибора вырастут. Нормальным считается заряд от 13,5 до 14,5 вольт. Напряжение ниже 13 вольт указывает на явные проблемы с генератором. Также можно на холостых оборотах включить несколько потребителей электроэнергии (обогрев стекол, фары, печку и др.) и посмотреть на показания мультиметра. Просадка напряжения ниже 13 вольт говорит о возможных проблемах в системе зарядки аккумулятора. В этом случае рекомендуется провести диагностику генератора, так как при таком напряжении эксплуатация автомобиля в зимний период будет приводить к систематической недозарядке аккмулятора и, как следствие, незапуску двигателя в морозы.

работа генератора автомобиля

Для постоянного контроля работоспособности генератора мы рекомендуем обзавестись портативным вольтметром (он имеет также ряд дополнительных функций) или цифровым тестером, работающим от прикуривателя. Он будет отслеживать напряжение в сети и сообщать автовладельцу о проблемах до полного отказа генератора.

Если вам нужна помощь в подборе измерительных приборов, заполните форму ниже.

Кроме того, не помешает проверить состояние подшипников. Для этого потребуется снять приводной ремень и вручную прокрутить ротор генератора за шкив. Хруст шариков, ступенчатость вращения или легкие подклинивания указывают на износ подшипников. Также можно проверить люфт ротора. Если при покачивании шкива в вертикальной плоскости ощущается даже небольшое биение — подшипники критически изношены. Чтобы избежать проблем с генератором, их нужно заменить.

Обслуживание генератора автомобиля

Генератор автомобиля — самодостаточный агрегат, который не требует частого тщательного ухода. Его обслуживание сводится всего к нескольким операциям, в числе которых:

  1. Периодическая проверка натяга приводного ремня. В инструкции по эксплуатации эта процедура обычно описывается отдельно для каждой конкретной модели авто. Малый натяг приведет к проскальзыванию ремня с характерным писком. Чрезмерно перетянутый ремень ускорит износ подшипников.
  2. Продувка от пыли и внешних загрязнений. Несколько раз в год продувайте генератор сжатым воздухом.
  3. Очистка контактов. Следите за состоянием и обязательно чистите контакты после появления окислов. По необходимости меняйте клеммы и поврежденные провода.
  4. Замена щеток. Многие автомобилисты не дожидаются отказа генератора, а меняют щетки раз в несколько лет в зависимости от рекомендаций автопроизводителя и пробега.

Исправная работа генератора автомобиля в основном зависит от изначального качества агрегата и натяга ремня. Остальные факторы влияют в меньшей степени.

Купить генератор для автомобиля по выгодной цене вы сможете в нашем TopDetal.ru. Мы также реализуем комплектующие для генераторов отечественного и импортного производства. У нас вы можете заказать запчасти для генераторов с доставкой почтой по всей России.

Полезная информация

Чем помогают и что портят внешние накладки для тюнинга автомобиля. ТОП-10 полезных «улучшайзеров» для машины.

Масляные фильтры для двигателя автомобиля. Чем отличаются, даже если подходят по размеру и резьбе. Как выбрать маслофильтр для моторного масла, особенности замены.

Какие бывают передние автостекла? Как избежать трещин, продлить срок службы лобового стекла, какие повреждения есть смысл восстанавливать, и как выбрать новое автостекло.

Импортозамещаем выхлопную систему иномарок — меняем гофру, катализатор, глушитель, резонатор и подвесы на отечественные.

Жара не страшна! Боремся с перегревом двигателя автомобиля и помогаем автокондиционеру работать в полную силу.

Как проверить генератор, не снимая его с авто?

Как проверить генератор, не снимая его с авто?

Что приходит на ум, когда стартер при заводе крутится с трудом, а батарея часто разряжается? Каждый скажет, что проблема в аккумуляторе. Так и есть, но прежде чем идти за новым АКБ, следует проверить работу генератора, ведь он мог стать причиной преждевременного выхода из строя батареи.

Первый метод – мультиметр

Не у всех есть тестер, но это нужная вещь, как для автомобиля, так и для домашнего хозяйства, поэтому лучше приобрести его. Также прибор наверняка найдется у кого-то из знакомых. Как проверить генератор на работоспособность мультиметром? На самом деле это элементарный способ проверки генератора.

Для начала нужно перевести прибор в положение измерения напряжения постоянного тока на 20 В. После этого производятся замеры на клеммах аккумулятора с заглушенным двигателем. Значения должны находиться в пределах 12,5-12,7 В.

Рекомендуем к прочтению:

  • Замена аккумулятора на Пежо 308
  • Снять аккумулятор на Лада Калина
  • Замена АКБ на Haval

После этого нужно запустить авто, но не газовать и не включать никаких электронных систем. Значение тестера должны увеличиться до 14 -14,5 В. При этом некоторые современные производители автомобилей заявляют, что сегодня напряжение в 14,8 В – это также нормально.

После этого нужно дать нагрузку на электрическую цепь. Для этого включаются фары, обогрев салона и стекол, противотуманки и аудиосистема. Напряжение при этом проседает до 13,8-14 В. Если же значения, например, 13,6 В и ниже, то генератор изношен, либо неисправен и нужно его ремонтировать.

Второй метод – снятие клемм с АКБ

Следующий вариант, как проверить генератор на машине, не снимая его, заключается в скидывании клемм с АКБ. Это старый метод, который не требует практически никаких инструментов, а работает с большинством моделей авто. Однако стоит быть аккуратными.

Запускаем двигатель и даем относительно небольшую нагрузку на сеть (обогрев заднего стекла или включаем фары). Когда автомобиль продолжает работать, нужно снять клемму с минуса батареи (для этого понадобится ключ на 10). Убираем ее в сторону.

Если в работе машины не наблюдается перемен, фары все так же горят, то с генератором все в порядке. Но если двигатель моментально заглох, то генерация электричества не осуществляется. Необязательно это проблема с генератором, возможно произошел обрыв цепи.

Перезаряд батареи

Знать, как проверить генератор стоит не только для того, чтобы определить недозаряд, также возможен и перезаряд, что также пагубно влияет на батарею. Это приводит к тому, что электролит «выкипает» и очень скоро аккумулятор выйдет из строя.

Читать также:

Если вы заметили белые потеки сверху на корпусе батареи, то это и есть свидетельство того, что электролит закипел и часть его испарилась. Это значит, что генератор продолжал заряжать АКБ, даже после полной зарядки. Зачастую проблема в реле-регулятора, которое вышло из строя.

Далее для проверки также будет нужен мультиметр. Переводим его в то же положение, что и при проверке недозаряда. Запускаем двигатель и меряем напряжение на клеммах аккумулятора. Если значения превышают 14,9 Вольт, значит идет перезаряд. Нужно менять реле, иначе АКБ будет испорчен.

Стабильная работа генератора влияет на срок эксплуатации аккумулятора. Пагубно влияет, как недозаряд, так и перезаряд. Можно проверить исправность агрегата, не снимая его с машины. Для этого есть два несложных и рабочих способа.

Как проверить генератор авто?

Как проверить генератор авто?

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы. Или позвоните по номеру телефона +7 (495) 136-60-37 — наши менеджеры помогут решить вашу проблему.

Записаться на бесплатную
консультацию и диагностику

Наши преимущества

Быстрый ремонт или замена
Бесплатная диагностика. Ремонт или замена в течение 45 минут
Наилучшая надежность
C гарантией до 12 месяцев. Гордимся нашими работами
Низкие цены и удобная оплата
Оплата наличными или банковским переводом

Генератор – один из основных узлов автомобиля, без него не будет корректно работать ни одно электрическое устройство, да и сам авто будет на ходу лишь до разрядки аккумулятора. Чтобы внезапно не оказаться возле сломанного автомобиля, нужно время от времени проводить диагностику генератора, заменять изношенные или сломанные узлы, а при необходимости – своевременно обратиться в автосервис и там отремонтировать или заменить генератор. В этой статье мы расскажем, как проверить генератор самостоятельно. Для проверки Вам понадобится только мультиметр и свободное время.

Что может сломаться в генераторе?

Несложно понять, что в генераторе что-то неправильно работает, но найти повреждённый узел может быть совсем непросто. Разберём, из каких элементов состоит генератор и что может сломаться в генераторе.

Износ щёток

Щётки из графита подают ток на ротор генератора. Они подвержены физическому износу, что приводит к недостаточному контакту и, как следствие, к нестабильной работе генератора или его поломке.

Отказ регулятора напряжения

Регулятор напряжения также называется реле. Он нужен для стабилизации напряжения: генератор всегда даёт примерно одинаковое напряжение, системы не перегорают и стабильно работают.

Пробой диодов

Диоды и диодный мост в генераторе нужны для преобразования переменного тока в постоянный. Всё дело в том, что генератор вырабатывает переменный ток, а вот электрика в авто запитывается постоянным током. Если что-то случится с диодным мостом или его составляющими, то в лучшем случае из строя выйдет только генератор.

Подшипники

Подшипники в корпусе статора также подвержены физическому износу. Если они изношены и требуют замены, то в любой момент могут заклинить или сломаться.

Пробой или обрыв обмотки

Большинство узлов генератора можно заменить, если своевременно заметить их износ или некорректную работу. Но есть и критичные неполадки – нарушения в обмотке. Пробой или обрыв обмотки требуют вмешательство мастера и, скорее всего, замену генератора на новый или восстановленный.

Обслуживание генератора автомобиля

Чтобы не ремонтировать генератор, нужно не только время от времени проводить его диагностику, но и правильно обслуживать генератор. Как продлить срок службы генератора:

  • Перед каждой длинной поездкой проверять приводной ремень, если Вы не ездите далеко, то делать это нужно раз в несколько недель или раз в месяц. Как это делать, можно прочесть в инструкции к генератору;
  • Хотя бы раз в сезон нужно продувать генератор от пыли и грязи;
  • Время от времени обязательно нужно чистить контакты, менять клеммы и провода при признаках износа и поломки;
  • Профилактически менять те части аккумулятора, которые физически изнашиваются – щётки, подшипники.

Как проверять?

Чтобы проверить генератор на работоспособность, понадобится мультиметр, лампочка и хорошее зрение.

Визуально проверяются: щётки, подшипники, контактные кольца.

С помощью лампочки можно проверить диодный мост, реле и ротор.

Но основная часть узлов проверяется мультиметром. Возьмите точный мультиметр, помните, что нормальное напряжение тока в авто – 12 В. Обязательно перед диагностикой генератора проверьте, что крепежи правильно присоединены, контакты правильно подключены, а ремень натянут в достаточной степени.

Косвенно можно узнать о поломке, если авто не заводится в мороз или аккумулятор слишком быстро садится.

Обратите внимание! Мы не рекомендуем вызывать короткое замыкание, неправильно соединять клеммы и проводить диагностику без подключения к электроустройству.

Как проверить работоспособность генератора мультиметром?

Так как для проверки понадобится использовать мультиметр, то напишем основные моменты по использованию мультиметра.

Мультиметр должен быть выставлен на измерение постоянного напряжения до 20 Вольт. Выключите двигатель и подключите щуп чёрного цвета к клемме на АКБ с отметкой «минус», а красный – к «плюсу». Вы должны увидеть 12-13 Вольт, если меньше – аккумулятор неисправен.

Запустите двигатель. Можете также запустить электроприборы: печку, кондиционер, дворники и т.д. Не зависимо от нагрузки, АКБ должен выдавать более 13 Вольт напряжения. Если мультиметр показывает ниже 13 Вольт – генератор работает некорректно и нужно искать причину поломки или износа.

Обратите внимание, что подключать для проверки нужно электроприборы в авто, потому что сторонние приборы могут быть слишком мощными и тогда мультиметр будет показывать некорректные значения.

Как проверить снятый генератор?

Бывает такое, что нужно проверить генератор не в машине, а уже снятый агрегат. Сделать это можно с помощью мультиметра, но уже в режиме омметра.

Перед началом диагностики отмойте корпус от загрязнений и окислённых участков. Теперь нужно измерить сопротивление каждого узла: один щуп крепится на корпус узла, а другой на клемму 30. В документации к генератору посмотрите нормальное сопротивление каждого узла, затем измерьте их на практике и сравните значения. Узел с несоответствующим сопротивлением нужно заменить или провести более точную диагностику в автомастерской Агрегат Моторс с последующим ремонтом этого узла.

Как проверить щётки и контактные кольца?

Щётки и контактные кольца проверяются визуально, так что их нужно достать из генератора, а сам агрегат – частично разобрать. Минимально функциональный диаметр колец – 12,8 мм, а высота щёток – не менее 4,5 мм.

Щётки можно не проверять, если Вы регулярно их профилактически заменяете. Для этого примерно в раз год привозите авто в мастерскую Агрегат Моторс: мы проведём полную диагностику генератора и стартера, заменим все изношенные и сломанные узлы и тем самым подарим Вам ещё год без поломок и некорректной работы.

Как проверить диодный мост?

Диодный мост можно проверить с помощью мультиметра или лампочки.

Мультиметром

Подключите плюс к 30 клемме, а минус непосредственно на корпус генератора. Если напряжение ноль или близко – диодный мост неисправен. Если значение с клеммы 30 и клеммах на аккумуляторе равны, то проблема неисправности точно в диодном мосте. Рекомендуем обратиться в проверенный автосервис.

Лампочкой

Проверить работоспособность диодного моста можно также обыкновенной лампой на 12 Вольт.

Для проверки нужно минусовую клемму батареи соединить с корпусом диодного моста. Лампа присоединяется в разрыв между плюсом аккумулятора и клеммой 30 на генераторе. Если лампа горит – неисправность в диодном мосте. Обратитесь в автосервис.

Как проверить реле или регулятор напряжения?

Для измерения потребуется мультиметр и работоспособный двигатель. Включите двигатель и прогрейте его на протяжении 10-20 минут. Прогревать можно с помощью фар или другой электроники. После этого измерьте напряжение между массой и 30 клеммой. Рассмотрим также, как проверить реле разных конструкций.

Совмещённое реле

Совмещённое реле нельзя отсоединить от щёток, а вся конструкция крепится на генератор. Чтобы проверить совмещённое реле, нужно подключить мультиметр, соединить минус аккумулятора и массу реле, соединить плюс аккумулятора с контактом «В». Далее берём лампу и подключаем её к щётке, она должна загореться, напряжение около 13 Вольт.

Теперь к аккумулятору через клеммы присоединяем блок питания, повышаем напряжение вплоть до 16 Вольт. Если реле исправно, то лампа должна погаснуть примерно на 14-15 Вольт, а при понижении сопротивления загореться вновь. Если лампа не гаснет, значит реле неисправно и его нужно заменить.

Отдельное реле

Отдельное реле не соединено с генератором, а крепится на кузов авто.

Проверяем также с помощью лампы. Подключаете мультиметр, соедините минус на аккумуляторе и массу реле, а плюс – на контакт «В» и на контакт «Ш». Лампу подключите на контакт «Ш», она должна гореть. Подключите блок питания и повышайте напряжение. В норме при 13 Вольт лампа горит, а выше – гаснет, но не перегорает. Если это не так, реле неисправно.

Старый тип реле

Существует также старый тип реле. Его регулятор имеет два нужных Вам выхода – 67 и 15. Подключите мультиметр. Выход 67 присоедините к минусу аккумулятора, а 15 – к плюсу. Лампу подключите между 67 выходом и массой. Измеряйте также с помощью блока питания.

Проверка конденсатора

Проверка конденсатора должна проводиться в автосервисе на специальном приборе. В домашних условиях Вы лишь можете оценить, есть ли поломка в этом узле. Делается это с помощью омметра.

Для начала конденсатор нужно разрядить, сделать это можно, закоротив вывод на корпус конденсатора. Далее к выводу и наконечнику присоедините омметр, стрелка должна дойти до нуля, потом плавно дойти до символа бесконечности. Полярность не важна: стрелка будет вести себя практически одинаково. Если стрелка ведёт себя иначе – конденсатор пора менять или ремонтировать.

Проверка тока отдачи и возбуждения

Ток отдачи и ток возбуждения – это энергопотребление электроприборов авто. Нужно измерить силу тока на каждом приборе авто при включённом двигателе и сравнить полученную сумму значений с силой тока на всех устройствах одновременно.

Для начала прогрейте двигатель на высоких оборотах. Не выключая двигатель, измеряйте силу тока на каждом приборе авто, включая их поочерёдно. Сложите числа. Теперь включите все приборы в авто и измерьте силу тока. В финале надо вычесть из общего числа сумму всех отдельных измерений, должно получиться около 5 Ампер. Если значение выше – генератор нужно отдавать на диагностику и ремонт.

Как проверить обмотки?

Последнее, что Вы можете самостоятельно проверить в генераторе, это обмотки статора и ротора.

Начните с осмотра обмоток: нигде не должно быть повреждений, дефектов или обрыва. В процессе осмотра, снимите держатель щёток и регулятор напряжения. Прочистите контактные кольца.

Как проверить статор?

Статор проверяется с помощью мультиметра или омметра. Поочерёдно присоединяйте щупы к выводам обмоток, сопротивление должно быть до 10 Ом. Если проблема в обмотке статора, то сопротивление будет выше или стремиться к бесконечности.

Также проверить статор можно с помощью лампы. На минус аккумулятора подключите контакт обмотки, плюс должен быть подведён к лампе и потом к выводу статора. Если лампа не горит, обратитесь в автосервис – обмотка неисправна.

Также рекомендуем проверить обмотку на замыкание на корпус. Один щуп подключите к корпусу статора, другой поочерёдно подключайте к выводам обмоток. В норме значение должно стремиться к бесконечности. Далее минус аккумулятора подключите к корпусу, а плюс через лампу на выводы обмоток. Если лампа загорелась – на обмотке замыкание.

Как проверить ротор генератора?

Чтобы проверить ротор генератора, нужно мультиметром измерить сопротивление между контактными кольцами. Сопротивление должно быть не менее 2 Ом – меньшее значение говорит о замыкании, и не более 5 Ом – большее значение говорит о нарушении контакта между выводами обмотки и кольцами.

Межвитковое замыкание можно обнаружить, измерив силу тока на контактах обмотки при включённом аккумуляторе. Сила тока должна быть 3-5 Ампер. Если больше – есть замыкание.

Также рекомендуем проверить изоляцию ротора. Для этого через обмотку подключите лампу на 40 Вт. В норме лампа должна ярко и равномерно гореть, если этого нет – изоляция нарушения и либо есть утечка тока, либо нет сопротивления.

Проверка ремня

Кроме проверки работоспособности узлов непосредственно генератора, время от времени рекомендуем проверять натяжение ремня. При ослаблении натяжения ремня аккумулятор будет неравномерно заряжаться, а при слишком сильном натяжении узлы генератора и аккумулятора будут быстрее изнашиваться и ломаться.

При визуальном осмотре убедитесь, что ремень цел, не имеет отслоений, надрывов и т.д. Далее нажимаете на одну из ветвей ремня и измеряете прогиб линейкой. Прогиб должен быть 12-17 мм, если прогиб больше или меньше – отрегулируйте натяжение. Рекомендуем держать в авто запасной ремень, потому что этот узел может подвести в самый неожиданный и неподходящий момент.

Проверка генератора в автомастерской Агрегат Моторс

Проверять генератор нужно каждый полгода или после определённого пробега, указанного в документации генератора. Доверьтесь профессионалам, чтобы не пропустить ни одного признака скорой поломки или износа. В автомастерской Агрегат Моторс работают только настоящие профессионалы своего дела, имеющие более 10 лет опыта работы с генераторами авто всех марок и года выпуска. Позвоните нам, чтобы продлить срок службы генератора!

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы. Или позвоните по номеру телефона +7 (495) 136-60-37 — наши менеджеры помогут решить вашу проблему.

Проверка генератора мультиметром со снятием и без снятия с автомобиля

Зачем нужна? Проверка генератора мультиметром необходима при проблемах с этой деталью. Иначе в самый неподходящий момент автомобиль останется без электроэнергии, которую вырабатывает этот узел. Следовательно, встанут многие системы машины, в том числе стартер и зажигание.

Как произвести? Генератор можно проверить как на самом автомобиле, так и сняв его. Подсоединяя клеммы к разным участкам и считывая показания мультиметра, можно определить место поломки.

В этой статье:

  1. Принцип работы генератора
  2. Возможные проблемы с генератором
  3. Виды мультиметров для проверки генератора
  4. Правила работы с мультиметром при проверке генератора
  5. Проверка генератора мультиметром без снятия с авто
  6. Проверка снятого с авто генератора мультиметром

Узнайте 7 секретов оптимизации работы с помощью оборудования
Увеличьте прибыль на 30%

Принцип работы генератора

Электрооборудование любого современного автомобиля включает в себя генератор. Это устройство преобразует механическую энергию, поступающую от двигателя внутреннего сгорания, в электрическую. Вместе с регулятором напряжения он составляет так называемую генераторную установку.

На современных транспортных средствах используются генераторы переменного тока, которые в наибольшей степени соответствуют следующим требованиям:

  • Показатели выходного тока генератора должны быть таковы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было избежать прогрессивного роста заряда аккумуляторной батареи;
  • Напряжение в электрической сети транспортного средства должно оставаться постоянным даже при большой амплитуде изменения частоты вращения ротора и нагрузки.

Необходимость стабильного напряжения обусловлена чувствительностью аккумуляторной батареи к данному показателю. Если вольтаж слишком низок, то это приводит к неполному заряду аккумулятора и неполадкам при запуске стартера двигателя. Если же напряжение слишком велико, то повышается скорость износа батареи, сокращается срок ее службы.

Основные принципы работы генератора идентичны для всех его моделей, разница может заключаться лишь в качестве сборки, размерах деталей, расположении некоторых узлов.

К основным узлам генератора относятся следующие:

  1. Шкив. Используется для передачи механической энергии от мотора к валу генератора при помощи ремня.
  2. Корпус генератора. Он включает в себя две крышки. Передняя находится со стороны шкива, а задняя – со стороны контактных колец. Они необходимы для монтажа статора, крепления всего генератора к силовой установке, крепления подшипников ротора. Также на задней крышке находятся выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения, выходы для подключения электрических устройств.
  3. Ротор. Металлический вал, на котором размещаются две втулки клювообразной формы. В полости между ними располагается обмотка возбуждения, выводы которой подключены к контактным кольцам. Обычно используются цилиндрические контактные кольца из медного сплава.
  4. Статор. Несколько стальных листов, имеющих трубчатую форму. В полостях между листами находится трехфазная обмотка, формирующая мощность генератора.
  5. Выпрямительные диоды. Используется по три диода высокой мощности, запрессованных в теплоотводы с положительным и отрицательным зарядом.
  6. Регулятор напряжения. Прибор, который обеспечивает неизменность величины напряжения при колебаниях частоты вращении ротора, температуры окружающей среды, электрической нагрузки.
  7. Щеточный узел. Представляет собой пластмассовый корпус, в котором стоят щетки, соприкасающиеся с кольцами ротора.
  8. Защитный кожух диодного блока.

Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции. При пропуске магнитного потока через катушку из медного проводника на концах катушки возникает электрическое напряжение. Аналогичным образом, чтобы получить магнитный поток, необходимо провести электрический ток через катушку. Соответственно, чтобы получить электрический ток переменной величины, нужен источник изменяющегося магнитного поля и катушка, на концах которой будет формироваться напряжение. Проверка генератора может выполняться мультиметром.

Возможные проблемы с генератором

Неисправности генератора подразделяются на два вида: механические и электрические.

Механические неполадки легко обнаруживаются при визуальном осмотре двигателя. К таковым относятся:

  • Разрыв, износ, отслоение волокон на ремне генератора.
  • Повреждение или чрезмерный износ натяжного валика.
  • Повреждение, разрыв металла корпуса генератора, его креплений.

Неисправности генератора можно обнаружить либо по перебоям в подаче электроэнергии на системы автомобиля, либо по полному отсутствию электропитания. В этом случае для диагностики неполадок понадобится несложное устройство – мультиметр, а также лампа на 12 В.

Навык проверки напряжения генератора мультиметром важен для любого автолюбителя, поскольку позволяет получить многие данные о состоянии электросетей автомобиля, которые необходимы для правильного выбора технологии ремонта.

Виды мультиметров для проверки генератора

Для любого электрика мультиметр – незаменимое устройство для тестирования параметров работы электрооборудования. Если же у вас нет навыков в использования этого прибора, то расскажем о нем подробнее.

Как можно понять из называния, мультиметр – это устройство, позволяющее измерять сразу несколько величин. Чаще всего к ним относятся:

  • Напряжение (вольт, В) измеряется вольтметром.
  • Сопротивление (Ом) измеряется омметром.
  • Сила тока (ампер, А) измеряется при помощи амперметра.

Существует два типа мультиметров:

  1. Аналоговый. Показания отображаются при помощи стрелки, указывающей на то или иное значение на шкале. Такое устройство стоит дешевле, но имеет значительную погрешность, что не всегда оказывается допустимым при диагностике систем автомобиля.
  2. Цифровой. Прибор оснащен электронным дисплеем, напоминающим табло обычного калькулятора. Показания на нем выводятся в виде цифровых значений. Такой мультиметр показывает более точные данные, однако стоит дороже.

В продаже можно найти такие цифровые мультиметры, которые позволяют передавать данные от прибора на компьютер или съемный носитель.

Читайте также!

На мультиметре есть поворотный переключатель, который устанавливается в определенное положение для измерения той или иной физической величины.

  • ACV — устанавливается для проверки величины переменного напряжения;
  • DCV — устанавливается для проверки величины постоянного напряжения;
  • DCA — устанавливается для проверки величины постоянного тока;
  • Ω — устанавливается для проверки величины электрического сопротивления.

При первичной проверке генератора мультиметром на автомобиле можно ограничиться режимом DCV, позволяющим измерить постоянное напряжение. Для этого необходимо будет подсоединить выводы прибора к контактам аккумулятора.

Правила работы с мультиметром при проверке генератора

Наверное, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в квартире отключалось электроснабжение. Согласитесь, что приятного здесь мало. То же самое произойдет и с автомобилем, если генератор выйдет из строя. Тогда все электрические системы транспортного средства лишатся источника питания, аккумуляторная батарея престанет подзаряжаться, и после выключения двигателя его не удастся запустить снова.

Чтобы избежать всех этих неудобств, необходимо проводить своевременную диагностику генератора. В этом поможет мультиметр.

При проверке параметров работы генератора необходимо соблюдать технику безопасности. В противном случае можно легко повредить реле, регулятор напряжения, выпрямительные диоды и другие детали.

При выполнении диагностики нельзя:

  • производить короткое замыкание генератора, то есть проверять его состояние «на искру»;
  • замыкать клемму «30» (она может быть подписана как «В+») с контактом 67 («D+») либо массой;
  • запускать генератор при выключенных устройствах, потребляющих электричество, например аккумулятор;
  • тестировать выводы генератора при напряжении свыше 12 В.

Теперь о том, как правильно выполнять диагностику генератора:

  • Для проверки должен использоваться амперметр или вольтметр.
  • При выполнении сварных работ по кузову контакты отсоединяются от генератора и аккумулятора.
  • При монтаже новых кабелей они должны быть такого же сечения и длины, как и в заводской проводке.
  • При тестировании генератора необходимо проверить натяжение ремня, работоспособность всех контактов. В нормальном состоянии при нажатии пальцем на середину ремня от не должен прогибаться более чем на 10-15 мм.

Товары из категории

Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1

  • Напряжение питания, В 220
  • Максимальный размер пальца, мм 28

В кредит от 3 306/мес
В корзину Купить в 1 клик

Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л

  • Производительность, м2/час 1-3
  • Рабочее давление, бар 3.5-8.6

В кредит от 5 300/мес
В корзину Купить в 1 клик

Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550

  • Развиваемое усилие, тонн 50
  • Ход штока, мм 220

В кредит от 5 669/мес
В корзину Купить в 1 клик

Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е

  • Макс. грузоподъемность 2000
  • Тип стационарный

В кредит от 6 633/мес
В корзину Купить в 1 клик

ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100

  • Развиваемое усилие, тонн 100
  • Ход штока, мм 220

В кредит от 12 683/мес
В корзину Купить в 1 клик

Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T

  • Максимальное усилие, тонн 6
  • Рабочее давление, бар 0-10

В кредит от 3 833/мес
В корзину Купить в 1 клик

Проверка генератора мультиметром без снятия с авто

Диагностику состояния генератора можно выполнить, не снимая устройство с автомобиля. Для этого нужно замерить заряд АКБ. Последовательность операций следующая:

  • Заглушите мотор, отключите все устройства, потребляющие электроэнергию.
  • Установите переключатель мультиметра в положение для проверки величины постоянного напряжения.
  • Присоедините контакты мультиметра к контактам на аккумуляторе. Соблюдайте полярность: плюс к плюсу, минус – к минусу.
  • Измерьте величину напряжения на аккумуляторе. В норме оно составляет 12,5-12,6 В.
  • Запустите мотор.
  • По прошествии 1-2 секунд вновь измерьте напряжение. Оно должно составлять 14,3-14,4 В.
  • Включите устройства, потребляющие электрическую энергию. Это позволит создать нагрузку на генератор.
  • Еще раз измерьте напряжение. Оно должно находиться в пределах от 14,1 до 14,2 В.
  • Если величина напряжения упала ниже 13,5 В, это явный признак неисправности генератора.

При значительном падении напряжения придется выполнить проверку генератора после его демонтажа. Только в этом случае можно будет сделать точное заключение о состоянии устройства и необходимости его ремонта или замены.

Читайте также!

Проверка снятого с авто генератора мультиметром

Удобнее всего проверять генератор мультиметром у снятого устройства. Диагностика включает в себя три операции: проверку регулирующего реле, проверку диодного моста, осмотр обмотки статора и ротора. Выполнять их можно в любой последовательности, при этом используется тестер. Путем визуального контроля степени износа оценивается состояние щеток и колец.

Состояние реле-регулятора можно проверить при помощи лампочки на 12 В. Для этого необходимо подключить ее к выводам и подать напряжение. Если при показателе в 15 В и больше лампочка выключается, то реле в порядке. В противном случае он неисправен.

Для проверки диодного моста генератора мультиметром нужно установить переключатель в режим прозвона. Каждая пластина тестируется отдельно. Сначала один щуп прикладывается к положительному контакту, а второй поочередно подключается к каждому диоду. Затем щупы меняются местами. Эта процедура выполняется на каждой пластине. Если диод работает нормально, то в одном направлении должно быть небольшое сопротивление, а в другом оно бесконечно. При нулевых или бесконечных показаниях мультиметра в обоих направлениях диод неисправен.

Теперь о том, как протестировать статор. В этом поможет проверка обмотки: устанавливаем мультиметр в режим прозвонки и измеряем сопротивление на статоре без диодного моста. В нормальном состоянии сопротивление между выводами не превышает 0,2 Ома, а величина между обмоткой и нулевым контактом мотет составлять 0,3 Ома.

Перейдем к прозвонке ротора. Мультиметр также устанавливается в режим прозвонки, затем щупы прикладываются к контактным кольцам. Сопротивление должно составлять от 2,3 до 5,1 Ома. При более низком показателе вероятно межвитковое замыкание. Если же показания выше данного диапазона, то не исключен недостаточно плотный контакт. Также это может говорить о разрыве витков, что представляет достаточно серьезную проблему.

Еще один способ. Мультиметр ставится в режим измерения силы тока, и на кольца ротора подается напряжение 12 В. Показания не должны превышать 3-4 А.

Проверка регулятора напряжения, других деталей генератора мультиметром позволяет получить достаточно полую информацию для диагностики. Если возникают трудности при проверке в бытовых условиях, всегда можно обратиться в автосервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *