Архитектура как вид изобразительного искусства
Перейти к содержимому

Архитектура как вид изобразительного искусства

  • автор:

19.Архитектура как вид изобразительного искусства. Материалы в истории архитектуры. Стили в истории архитектуры.

Наряду с живописью, графикой, скульптурой архитектура относится к пространственным искусствам, зримо воспринимаются и художественно представляют действительность в статичных формах.

В связи с этим архитектуру и декоративно-прикладное искусство по традиции рассматривают, как специфические виды изобразительного искусства.

Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения.

Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало – практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве – сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.

Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке – этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека – гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека – в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.

Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.

Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство – создание архитектурных ансамблей, органично связанных со сложными пространственными решениями. В нашем градостроительстве воплощаются ленинские идеи социалистического расселения, создания целостной системы городов и поселков с планомерным размещением магистралей и площадей, парков и зеленых массивов, жилых домов, промышленных сооружений, общественных зданий и т. д. При этом проводится и комплексная реконструкция старых районов, при которой бережно сохраняются ценные в архитектурном отношении сооружения прошлых эпох, усиливается их эстетическое воздействие путем наиболее целесообразной организации пространства вокруг них.

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].

Понятие архитектурного стиля[править | править исходный текст]

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою,ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»[3].

Особенности архитектурного стиля как описательного средства

Региональный характер стиля

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая, периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.

Несоответствие национальных доктрин

Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762—1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV).

Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI).

Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном, иностранное искусствоведение именует также: в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»), в Германии — «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии — «стиль Сецессион» (Secessionsstil), в Англии — «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), в Италии — «стиль либерти», в Испании — «модернизмо», в Нидерландах — «Nieuwe Kunst», в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin).

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм, может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.

Наиболее значимые архитектурные стили:

• Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

• Романский стиль. X—XII вв.

• Готика. XII—XV вв.

• Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

• Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

• Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

• Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII—XIX в.

• Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

• Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

• Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

• Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

• Постмодернизм. С сер. XX в.

• Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

• Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

Архитектура как вид изобразительного искусства

Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.

Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.

Архитектура (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» — внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.

4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.

Особенности архитектурного образа.

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею — идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры:

1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, — фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Актуальность. Архитектуру относят к пространственным (пространственно временным) видам искусства, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции.

Основными стилями в истории архитектуры являются:

  • готика;
  • классицизм;
  • неоклассицизм;
  • барокко;
  • необарокко.

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.

Проблема. Как известно, сформулированный в свое время Г. Гегелем закон неравномерности развития, видов искусства проявляется в том, что иерархия видов искусства весьма подвижна и часто слабо связана с изменениями в социально-политических и экономических аспектах общественной жизни. В результате в культурном поле появляется доминирующий вид искусства, который в той или иной мере «настраивает» художественную деятельность в целом, накладывая на нее отпечаток своей специфики.

Выдвижение определенного вида искусства на вершину иерархии, видимо, связано с его способностью наиболее полно и адекватно представить господствующую в обществе картину мира. Так, например, средневековой картине мира с ослабленной временной координатой полнее всего отвечают пространственные виды искусства — храмы, украшенные скульптурой. Доминирующее положение в картине мира современного человека фактора времени приводит к выдвижению на первый план временных и пространственно-временных видов искусства.

Но в каждый момент времени художественная культура представляет собой динамичную и самосогласованную систему с взаимодействующими между собой элементами. В результате появления новых элементов — например, видов искусства, основанных на достижениях научно технического прогресса — меняется структура системы культуры и функции отдельных ее элементов, но в том или ином виде все элементы культуры, включая и самые архаичные, все же сохраняются, хотя, может быть, и в измененном виде.

Цель. Рассмотреть один из пространственных видов искусства – архитектуру.

Объект исследования. Понятие и сущность архитектуры

Задания работы.

  • выявить понятие и сущность архитектуры;
  • рассмотреть развитие архитектуры в различные исторические периоды;
  • изучить вопросы архитектуры как культурного памятника.

Основная часть.

1. Понятие и сущность архитектуры

Архитектура — художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Следует отличать утилитарное строительство и соответствующее этой технической деятельности понятие конструкции от архитектуры как художественного творчества в камне, дереве и глине. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.

Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная, или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения).

Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать — к пространственно-временным. Поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством — организация движения [1].

Соответственно этому все архитектурные композиции можно разделить на два типа: «пребывания в пространстве» и «продвижения в пространстве». К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму — аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к «неизобразительным искусствам» весьма спорно. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру «в высшей степени изобразительным искусством» [2]. Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция.

Внешне эти формы выглядят почти одинаково, но содержание их различно. Это различие определяется в теории архитектуры понятием ордера. Здесь и проходят границы архитектуры как художественного творчества. Отсюда также традиционные сравнения архитектуры с космосом, возникающим из хаоса, «очеловеченной материей», каменной книгой человечества, застывшей музыкой.

2. Эпохи и стили архитектуры

Итальянское Возрождение – переломная эпоха в развитии искусства конца XV — начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, — «четырехсотые годы») и римский (начало XVI в., или чинквеченто, — «пятисотые годы»). Французское название эпохи — Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций и новаторской деятельностью Ф.Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн. Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте — автора первого проекта храма Св. Петра в Риме.

В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм, загородная вилла, а также композиционные приемы. По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции. Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму [3]. Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание «Итальянское Возрождение» не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.

Классицизм – художественное направление, ориентированное на рациональное композиционное мышление, нормы ясности, целостности, простоты, уравновешенности, тектоничности, статичности и замкнутости формы. В большинстве случаев в качестве образца выбирается искусство античной классики. В истории архитектуры нормы Классицизма сложились в эпоху Высокого Возрождения в Италии (начало XVI в.), программно в качестве художественного направления были оформлены в искусстве Франции второй половины XVII в. Поэтому западноевропейская архитектура классицизма второй половины XVIII в. («вторая волна» Классицизма) называется Неоклассицизмом. В Италии, Франции, Германии, России художественное направление Классицизма порождало в различные исторические периоды разные историко-региональные художественные стили классицистической архитектуры [4].

Неоклассицизм – историко-региональный стиль классицизма, получивший распространение в Италии и Франции во второй половине XVIII в. (в этих странах классицистический стиль возникал не впервые, отсюда название). В русской архитектуре этот же период принято именовать Классицизмом (неоклассическое течение в России сформировалось в начале XX в).

Готика — художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII-XV вв. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена «к северу от Альп»). Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136-1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Стремительный рост населения европейских городов в XII- XIII вв. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Однако простое увеличение размеров приводило к обрушению тяжелых каменных сводов из-за усиления бокового распора, действующего на стены. Требовалась новая конструкция.

Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. — ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. – «противосила») и аркбутанов (франц. — арка + связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы — ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами — так возникли готические витражи. Пространство стало легким и светлым. 150-метровая длина собора, высота сводов 40-50 м, высота башен 80 м становились нормой. Каменные своды неимоверной тяжестью давили вниз, но человек, находящийся внутри, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу — образ, противоположный прозаическому действию строительной конструкции, уравновешивающей силы, направленной сверху вниз. Поэтому готический стиль — яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции.

Детали готической архитектуры, также вначале имевшие конструктивное значение, постепенно преображаясь, стали выражать мистическую, иррациональную идею молитвенного состояния души.

Барокко (причудливый, неправильный, испорченный), исторический художественный стиль, тип культуры и творческий метод в архитектуре, основанный на необычном, новаторском использовании классических архитектурных форм, прежде всего элементов ордерной системы. В XV-XVI вв. словом «барокко» португальские моряки, а затем ювелиры называли жемчужины неправильной формы. Затем, спустя время, так стали именовать здания в архитектуре Рима, появившиеся во второй половине XVI-XVII в. Они отличались динамичностью, экспрессией. Архитекторы использовали приемы группирования колонн, раскреповки карнизов, сочетания элементов, нарушающих каноны Классицизма, сложившиеся в архитектуре на исходе эпохи Возрождения [5].

Главный принцип архитектуры стиля Барокко — активное взаимодействие объема здания с окружающим пространством, смешение внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного объема к другому. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. «Отцом Барокко» считают великого Микеланджело. Наиболее известные архитекторы римского Барокко XVII в.: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерна. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. В середине XIX в. возник стиль Необарокко.

3. Архитектура как памятник культуры и истории

Архитектура наиболее тесно связана с развитием материальных производительных сил общества, с уровнем развития техники, которые находят в монументальном строительстве наиболее яркое выражение. Эта тесная связь архитектуры с производством сказывается в использовании того или иного строительного материала, применении тех или иных конструкций, в той или иной организации строительства и обеспечении его кадрами зодчих и рядовых строителей, в мобилизации для строительства мастеров других ремесленных специальностей и т. д.

Это определяет особенно высокую познавательную ценность памятников архитектуры как исторических источников, — анализ материально-технических качеств этих памятников позволяет судить почти непосредственно о производительных силах общества, о его технической вооруженности и знаниях.

Такое изучение архитектурных памятников начинается по сути дела только теперь, с развитием архитектурно-археологических исследований: до этого исследователи интересовались главным образом формально художественной стороной памятника.

Нужно строго различать две стороны в архитектуре, обладающие своими закономерностями развития: ее инженерно-техническую материальную основу, о которой шла речь выше, и ее собственно художественную сторону, собственно архитектурное искусство. Строительное производство с его техническими приемами и опытом, с его материалами и системой организации работы, не относится, разумеется, к надстроечным явлениям. Одна и та же строительная техника может подчас быть основой разных ступеней истории архитектурного искусства, разных эпох. Правда, новые художественные взгляды, новые идеологические задачи, выдвигаемые перед архитектурой, оказывают определенное влияние на развитие техники и конструкций.

В свою очередь новые технические приемы, прогресс строительной техники позволяют ставить и решать новые художественно-архитектурные задачи, т. е. обе стороны строительства выступают в диалектическом единстве и взаимодействии. Тем не менее, строительная техника, система эмпирически освоенных законов статики сооружений, познанных свойств материалов и т. п. не «отменяется» с переходом от одной ступени исторического развития общества к другой [6].

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, например, живописи и скульптуры, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п.

Сам состав, количество и развитие типов этих сооружений и их особенностей уже сами по себе с достаточной ясностью говорят о характере данного общества, а размещение построек, например, внутри средневекового города, дает неоценимый материал для освещения не только его топографии, но иногда и характера. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.

В отличие от изобразительных искусств — живописи и скульптуры, выражающих определенное идейное содержание в реальных образах, воспроизводящих чувственно-воспринимаемый мир, «язык архитектуры» не изобразителен, а потому и его истолкование более сложно. «Архитектурный образ» никогда не может быть раскрыт как некое «литературное» смысловое «содержание», воплощенное в данном памятнике. Художественные взгляды общества отражаются здесь в более общей, отвлеченной форме. При этом нужно подчеркнуть, что поэтому архитектурный образ и менее индивидуален, в нем воплощаются не частные, скоропреходящие «веяния времени», но более типичные, ведущие художественные взгляды и вкусы общества. Эти качества архитектурного образа также определяют выдающееся значение архитектурного памятника как исторического источника: он доносит до нас в своем содержании не случайное, но типичное, не частное, но главное в художественных взглядах данной эпохи.

В то же время этот исторически обусловленный уровнем культуры прием определения форм новой постройки при помощи ссылки на предшествующие памятники зодчества – «образцы» — был одним из условий накопления и роста национальных черт в архитектуре, ее самобытности, так как в процессе изменения художественных взглядов общества из прошлого архитектурного опыта отбиралось наиболее ценное и отвечавшее новым запросам.

1. Мировая культура. / Под ред. Желткова А.М. – М.: Искусство, 2004.

2. Михайлов А. В. Языки культуры. – М.: Просвещение, 1995.

3. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1999.

4. Искусство. / Под ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта Плюс, 2003.

5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.

6. Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник. – М.: Просвещение, 1984.

Программа «Архитектура как вид изобразительного искусства»

Программа «Архитектура как вид изобразительного искусства»

Архитектура не только организует пространственную среду для жизни и деятельности человека, но и представляет собой организующую силу всех искусств, она определяет место, структуру и функции сопричастных ей произведений живописи, графики, скульптуры и поэтому она не только изобразительное, но так же изображающее и преображающее искусство.

Участники,в ходе беседы.узнают,что архитектура изобразительна – она говорит на языке объемов, отчерчивает геометрические формы, создает пространственные ритмы, пользуется абстрактными формами – в отличии от живописи, графики , что она похожа на музыку!

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *